СИСТЕМА ЭКСПЕРТИЗ АДАПТИРУЕТСЯ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ

Опубликовалadmin 18 Сентябрь 2010в рубрикеэкономика | Обсуждение закрыто

Около половины программных проектов, предлагаемых для рассмотрения государственным экспертам, возвращается на доработку. Многие документы не соответствуют основополагающим законам, нормативно-правовым актам. Об этом шел разговор на состоявшейся недавно всероссийской конференции « Экспертиза и экспертная деятельность». В ней приняли участие, представит ели государственных и министерских экспертных структур, научной общественности, подразделений различных инвестиционных и инновационных фондов, финансовых и международных экспертных организаций. Как отмечалось на конференции, экономические особенности развития страны в настоящий период связаны с существенным ограничением бюджетного финансирования социальной, научно-технической, производственной и агропромышленной сферы. Это сопровождается поиском привлечения внебюджетных источников (средств банков, коммерческих структур и иностранных инвесторов). Этот по иск идет на фоне расширяющегося числа предложений инвестиционных проектов и программ различного уровня (федеральных, региональных, отраслевых), предназначенных для потенциальных инвесторов. Решение возникающих проблем обусловило развитие системы оценки эффективности инвестиционных проектов - системы экспертизы, адаптированной к условиям перехода к рыночной экономике и опирающейся на сложившиеся в мировой практике принципы, подходы и методики. Экспертиза, по мнению специалистов, в последнее время стала необходимым государственным институтом, одним из инструментов реализации экономической и социальной политики. В настоящее время определилось три основных вида экспертных структур - государственная, общественная и коммерческая. Каждая из них имеет особенности механизма организации, проведения и реализации выводов. Сегодня несовершенство законодательства в области экспертизы препятствует принятию независимых юридических, экологических, финансовых и других оценок, сдерживает реализацию целевых программ. К их числу эксперты относят проекты реконструкции исторического центра Петербурга, модернизации его жилищно-коммунального хозяйства, строительство высокоскоростной магистрали между обеими столицами. Особый интерес, поэтому вызывает проект Федерального закона «О государственной экспертизе в Российской Федерации». По словам ответственного секретаря экспертного совета при правительстве РФ Игоря Лазарева, при разработке этого проекта возникли два возможных подхода: либо положить в его основу системный признак, либо ориентироваться на реальность, имеющуюся в данный момент. Предпочтение было отдано последнему варианту. Говоря о необходимости введения независимой экспертизы, участники обсуждения пришли к выводу, что экспертиза не может быть независимой, тем более, если она - государственная. В то же время эксперты должны нести ответственность за свои действия. Так, по словам начальника Главгосэкспертизы Минстроя РФ Юрия Жуковского, если следовать мировому опыту, то, например, в Германии даже услуга переводчика имеет четкую регламентацию - если переводчик неправильно переводит какой-то правовой документ и из-за неточностей в тексте фирма или организация терпят убытки, он либо возмещает ущерб, либо лишается лицензии. Участники конференции пришли к выводу: для повышения уровня экспертной деятельности и совершенствования ее нормативно-правового и информационного обеспечения необходимо создать Ассоциацию экспертных структур Российской Федерации; при Экспертном совете при правительстве РФ рекомендовано организовать единый общероссийский банк данных экспертов, а также банк данных федеральных целевых, региональных и отраслевых программ. Проект Федерального закона «О государственной экспертизе в Российской Федерации» будет доработан Экспертным советом при правительстве РФ.

Обсуждение закрыто.

Прокомментировать